Дизайн-студия Акима Мельника

Разделы:
НОВОСТИ
СТАТЬИ
ПЕРСОНЫ
РУКОВОДСТВО
ИСТОРИЯ
ГАЛЕРЕЯ
Тематики:
аксессуары
алкогольные напитки
безалкогольные напитки
бытовая техника
бытовая химия
вторая жизнь упаковки
за кадром
игрушки
иллюстрация
интервью
канцтовары
книги
компакт-диски
Кондитерские изделия
конкурсы
корм для животных
косметика
Косметика и парфюмерия
креативные идеи
мероприятия
минимализм
новая технология
новости и события
о нас
одежда и обувь
пакеты, сумки
портфолио дизайн-студий
послание в упаковке
посуда
праздничная упаковка
продукты питания
Проекты дизайн-студии Акима Мельника
редизайн
ретро
роскошь
сигареты
сигареты, сигары
социальная роль упаковки
спорт и туризм
студенческая работа
товары для детей
товары для дома
товары для животных
товары для садоводов
упаковка
фармацевтика
эко-упаковка
эко-упаковка
этно
юмор
Материалы:
алюминий
бумага, картон
глина
дерево
кожа
металл
нитки
оргстекло
пергамент
Пластик
полиэтилен
пробка
резина
стекло
термоусадочная пленка
тетрапак
ткань
фольга

Поговорим о цветопробах  | автор packet.by

Потребность в обсуждении понятия ЦВЕТОПРОБА и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не тая яркость, не те полутона...

 

Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном).

 

И чтобы ни говорили печатники типографий, что цвета полученные на мониторе, или на офисном принтере не могут быть приняты за эталон цветопередачи или печатного оттиска, заказчик все равно стоит на своем. В результате - конфликты, потерянное время и нервы, и убытки с обеих сторон.

 

Чтобы избежать этого, рекомендуйте Заказчикам делать аналоговую цветопробу, чтобы заранее спрогнозировать результат цветопередачи полиграфического оттиска.

 

Для того чтобы результаты печати можно было прогнозировать, дизайнер должен точно знать, какой цвет под силу воспроизвести типографии, и учитывать это в своей работе. При этом важно осознавать, что даже самое высокое качество готовой продукции - всегда вопрос допусков, а точнее их величины.

 

Под качеством печати в контексте этой статьи подразумевается точность воспроизведения заранее оговоренного цвета, а также его возможное отклонение от оттиска к оттиску в процессе тиража, то есть предсказуемость и стабильность результата.

 

Высокое качество - это минимальные допуски, но тем не менее они всегда присутствуют и, к сожалению, без них не обойтись. Такова объективная реальность.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦВЕТОПРОБЫ


Итак, для того чтобы идти дальше, надо привести определение, что такое ЦВЕТОПРОБА

 

Аналоговая цветопроба - цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ, максимально точно передающая предполагаемые цвета при печати тиража.

 

Аналоговая цветопроба (растровая цветопроба) - цветопроба, изготовленная перед печатанием издания с готовых тиражных цветоделенных фотоформ (как правило, для способов офсетной и высокой печати), путем последовательного перевода на белую непрозрачную подложку голубого, пурпурного, желтого и черного пигментов в виде совмещенных цветоделенных растрированных изображений. Аналоговая цветопроба, Растровая цветопроба, только имитирует, моделируя, печатный процесс.

 

ВИДЫ ЦВЕТОПРОБЫ

 

 
Несмотря на то, что задача цветопробного оттиска только что была рассмотрена, ее необходимо несколько конкретизировать. Цветопроба является инструментом визуальной оценки ожидаемых результатов печати. Правильно выбранная технология изготовления цветопробы позволяет получить отпечаток, который мог бы являться документом, гарантирующим получение качественного тиражного отпечатка (естественно, при соблюдении всех необходимых условий по тиражированию).

 

Существует несколько видов цветопроб, которые можно условно свести к основным трем.

 

Оценочная цветопроба


Он предназначается для приблизительного контроля цветов на узнаваемость. Здесь достаточно убедиться, что синий цвет будет примерно синим, красный - примерно красным, а желтый точно будет не зеленым и т. д. В качестве оборудования для получения подобных цветопроб могут использоваться недорогие и средней стоимости цветные принтеры, работающие на самых разных принципах: струйные, на твердых чернилах, сублимационные и др.

 

Подписные цветопробы


Они используются для представления заказчику или редактору в качестве утверждаемого документа. Некоторые цветопробы этого вида могут использоваться и в качестве цветопробных оттисков для передачи в типографию. В данном случае требования к соответствию результатов на цветопробе конечным результатам в печатном оттиске являются намного более жесткими, нежели в предыдущем случае. Здесь уже важно иметь возможность различать нюансы цветовых оттенков, и что весьма важно, цветопроба этого типа не должна передавать изображения, которые невозможно воспроизвести обычной триадной печатью.

 

В качестве оборудования для получения такого рода цветопроб могут использоваться либо дорогие специализированные цифровые устройства, либо так называемые аналоговые системы, в которых цветопробу получают с готовых фотоформ. Использование цифровых систем наиболее привлекательно, так как цветопробу можно получить до вывода фотоформ, а также благодаря меньшей себестоимости оттиска и простоте эксплуатации принтера (нажмешь на кнопку - получишь результат).

 

Однако практически всем системам цифровой цветопробы присущи следующие существенные недостатки:

 
- разрешающая способность принтеров не соответствует разрешающей способности получаемых фотоформ, с которых в дальнейшем экспонируют печатные формы;


- метод растрирования изображения отличается от метода, применяемого в растровых процессорах фотонаборных автоматов;


- пигменты, применяемые в принтере, существенно отличаются от пигментов в печатной краске;


- способ закрепления пигментов принтера на бумаге отличается от способа закрепления печатных красок;


- замеряемые оптические плотности каждого цвета пигментов принтера во многом отличаются от оптических плотностей печатных красок в силу их разной кроющей способности. Например, при работе с сухими пигментами плашки могут "разбавляться" отраженным от бумаги белым светом из-за неплотного прилегания одной частички пигмента к другой. А при струйной печати недостаточное количество краски также может привести к "разбавлению" насыщенности из-за разного впитывания бумаги;


- неопределенность с величиной растискивания (в особенности у струйных принтеров) может быть очень значительной и во многом зависящей как от бумаги, так и от условий нанесения пигментов;


- невозможность или большая сложность регулировки (увеличения или уменьшения подачи пигментов).

 

Из вышеизложенного понятно, что использовать цифровые цветопробы для получения хороших подписных документов довольно затруднительно, хотя некоторые дорогие системы типа Iris Realist, Kodak 9000, 3M Rainbow приняты за рубежом в качестве подписных цветопроб, в первую очередь благодаря развитым системам настройки и калибровки. Кроме того, существуют и другие исключения.

 

Пробопечатные цветопробы


Они дают практически полное совпадение с конечным оттиском и могут использоваться операторами печатных машин в качестве контрольного инструмента в технологическом процессе. Единственный тип оборудования, который может использоваться в этом случае - пробопечатные станки. Цветопробный оттиск получают с тиражных печатных форм, тиражными красками и на той же бумаге, которая будет в тираже.

 

Несмотря на самую лучшую передачу результатов, у пробопечатных станков есть и ряд существенных недостатков:

 
- более длинный и неудобный технологический процесс и высокая стоимость цветопробы за счет изготовления печатных форм;


- сам станок, как правило, достаточно дорог и некомпактен, что делает его использование в большинстве издательств, дизайн-студий и рекламных агентств весьма проблематичным. К тому же это, по сути дела, упрощенная печатная машина, и нахождение ее в офисе издательства автоматически превращает его в производственное помещение;


- он все же с абсолютной точностью не имитирует особенности конкретной печатной машины (например, разную степень растискивания на разных печатных секциях).

 

Применение таких устройств оправдано только в больших типографиях, нацеленных на производство высококачественной продукции. Так как все-таки значительное число организаций, зарабатывающих свой хлеб издательским делом и полиграфией и стремящихся повысить качество выпускаемой продукции, относятся к другой категории, то у них резонно встает вопрос: каким образом получить более или менее полноценную цветопробу без применения пробопечатного станка?

 

Аналоговая или растровая цветопроба

 

 
В этом случае придется применять лучшие варианты подписных цветопроб. Какие из них лучше, ответить сложно, однако почти однозначно можно сказать, что по степени приближения к полноценной цветопробе выделяются так называемые аналоговые цветопробы, получаемые с цветоделенных фотоформ, поскольку они могут имитировать растровую структуру оттиска и в них уже учтены все нелинейные процессы вывода фотоформ. Соответственно, наиболее подробно в статье будут рассмотрены аналоговые цветопробные системы.

 

Аналоговая или растровая цветопроба, изготовленная перед печатанием издания с готовых тиражных цветоделенных фотоформ (как правило, для способов офсетной и высокой печати), путем последовательного перевода на белую непрозрачную подложку голубого, пурпурного, желтого и черного пигментов в виде совмещенных цветоделенных растрированных изображений. Аналоговая цветопроба, Растровая цветопроба, только имитирует, моделируя, печатный процесс.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АНАЛОГОВОЙ ЦВЕТОПРОБЫ

 

 
Как и любая другая технология, аналоговая цветопроба обладает набором достоинств и недостатков. Достоинства более или менее очевидны. К ним можно отнести возможность изготовления пробы с фотоформ (печатных ленок) минуя изготовление печатных форм, сравнительную простоту процесса, учет погрешностей выводного устройства при изготовлении цветопроб, возможность размещения комплекта оборудования на территории издательства и т. д. Однако аналоговые цветопробы далеко не идеальны и обладают своим набором недостатков. Именно недостатки и способы борьбы с ними и представляют для нас наибольший интерес. Итак, недостатки:


- красители, используемые в цветопробах, по пигментному составу отличаются от печатных красок. Эти различия трудно согласовать, поскольку производителей красок много, они выпускают различные триады красок, но существует и несколько производителей цветопроб;


- степень растискивания, имитируемая на цветопробе, является усредненной и не отображает реальных значений конкретной печатной машины. Кроме того, значения растискивания для разных печатных секций в одной машине могут различаться, причем различия являются уникальными для каждой секции;

- сильно ограничены возможности воспроизведения цвета тиражной бумаги (например, степени белизны, окраски и т. д) или других запечатываемых материалов (например, полимерных пленок);

- количество используемых цветов, как правило, ограничено триадными красками;


- ограниченная разрешающая способность процесса, которая, в свою очередь, ограничивает возможность получения цветопроб с фотоформ с растрами высокой линиатуры или мелкими штриховыми элементами;

- большие проблемы с имитацией структуры поверхности тиражного материала (в особенности это касается этикеточных и упаковочных материалов: гофрокартона, полиэтилена, фольги, текстурной бумаги).

 

Проведенные исследования показывают, что цветовой охват известных аналоговых цветопроб смещен по отношению к охвату стандарта ISO 12647. Как это ни парадоксально звучит, самое ужасное в том, что где-то цветовой охват аналоговых цветопроб совпадает с охватом стандарта. Ужасно именно из-за этой своей неопределенности. То ли совпадет, то ли нет. Не надо думать, что в аналоговую цветопробу вообще невозможно "попасть". Иногда и даже часто можно, если цветовой охват изображения окажется в пределах охвата пробы. Попадали и попадают до сих пор.

 

Однако сплошь и рядом встречаются иные случаи, когда, потеряв массу времени и материалов, печатник беспомощно разводит руками. Ну никак! А в это время дизайнер, присутствующий на приладке, терзается сомнениями: то ли печатник неквалифицированный, и этот мучительный процесс следует продолжать до победного конца, то ли действительно в пробу невозможно попасть, потому что невозможно по определению. Глядя на броские, сочные под ламинатом цвета аналоговой цветопробы, это невозможно предугадать. По большому счету, дизайнер настаивает на своем присутствии на приладке именно потому, что заведомо не уверен в возможности попадания в аналоговую цветопробу и хочет лично подтвердить, какая степень "непопадания" его устроит.

 

Естественно, это далеко не все недочеты, присущие аналоговым цветопробам, а лишь так называемые потребительские недостатки, которые влияют на сферу применения этих устройств. Но надо отметить, что это пока единственный метод и путь, хоть как то, еще на начальном этапе спрогнозировать цветопередачу.

 

ЦВЕТОПРОБА С ПОМОЩЬЮ ADOBE PHOTOSHOP 6.0

 
Чтобы свести к минимуму погрешности в цвете, мы рекомендуем начинающим дизайнерам внимательно ознакомится со следующим материалом.

 

Перед получением изумительного результата цвета - необходимо настроить программу. Самое главное - дизайнеры должны знать, с какими же устройствами работаете. Собственно говоря, все, что для этого нужно сделать - в нужном месте выбрать правильный цветовой профиль. Однако каждая программа имеет для этого свои средства.

 

Конечно, в центре нашего внимания будут специализированные программы, разработанные для подготовки графической информации - Photoshop, Illustrator, CorelDraw и пр. Но и обычные офисные программы будут затронуты.

 

Обычно для создания относительно недорогой цифровой цветопробы используют современный струйный принтер совместно с растровым процессором, обладающим мощными системами по настройке цветопередачи (как основанными на стандарте ICC, так и на внутренних механизмах). Однако стоимость такого растрового процессора может превышать стоимость принтера. В то же время шестая версия Adobe Photoshop обладает очень развитыми средствами по управлению цветом. Возможно, что используя их, удастся избежать использования дорогостоящего растрового процессора и получить хотя бы первичное приближение отпечатков (сделанных на струйном принтере со стандартным драйвером) к тиражному отпечатку.

 

Мы постарались проверить это предположение, проведя как субъективное сравнение, так и инструментальное тестирование. В качестве выводного устройства мы использовали струйный принтер EPSON Stylus Pro 7000, предоставленный московским представительством компании Seiko Epson Corporation. Изображения мы печатали на бумаге Dupont Commercial Proofing Paper. В качестве имитируемого процесса мы использовали не офсет (заказывать тираж нам не хотелось), а аналоговую цветопробу Agfa PressMatch Dry. Все цветовые измерения и обработка данных (построение и анализ профилей) выполняли с помощью наших обычных средств: Heidelberg PrintOpen 4.0 и X-Rite DTP-41.

 

Первое, что мы сделали - это построили профили для аналоговой цветопробы и для струйного принтера. Причем при печати калибровочных шкал на EPSON Stylus Pro 7000 использовался режим No Color Adjustment. Как мы выяснили, в этом режиме цветовой охват принтера значительно выше, чем в стандартном режиме, который установлен в драйвере по умолчанию.

 

 

После построения двух профилей уже можно предварительно оценить, может ли струйный принтер использоваться как выводное устройство для цифровой цветопробы. Одно из главных требований при этом - цветовой охват принтера должен быть больше, чем цветовой охват имитируемого процесса. В нашем случае это условие, судя по диаграмме цветовых охватов, полученной в программе PrintOpen, выполняется:

 

 

Красная линия - цветовой охват EPSON Stylus Pro 7000.
Синяя линия цветовой охват аналоговой цветопробы.
Серая линия - цветовой охват sRGB

 

При печати изображения очень важно убедиться в том, что параметры в драйвере принтера должны быть такими же, как и при выводе калибровочных шкал для построении профиля принтера (разрешение, тип бумаги, настройки Color Management). А вот параметры в окне Print Adobe Photoshop нужно выбрать немного другие. Главное - выбрать в списке Print Space / Profile тот профиль, который мы получили для EPSON Stylus Pro 7000. Параметр Intent - должен быть установлен в Relatie Colorimetric, как это это сделано на рисунке. И - Print...

 

 

Вряд ли есть смысл пытаться показать здесь отличие оригинала (аналоговой цветопробы) от отпечатка, сделанного на принтере. Отличия, конечно, заметны. Но не настолько, чтобы их можно было показать на мониторе. Поэтому для того, чтобы выявить отличие наше цифровой цветопробы от оригинала, мы использовали другой путь.

 

Фактически, Adobe Photoshop со струйный принтером под управлением стандартного драйвера - это устройство, на вход которого поступает CMYK файл, а на выходе мы получаем отпечаток . Мы построили ICC-профиль для этого процесса. В идеале он должен точно совпадать c профилем имитируемой аналоговой цветопробы. Однако жизнь, к сожелению, неидельна. На рисунке ниже приведены цветовые охваты двух наших устройств - имитируемой аналоговой цветопробы и имитирующей цифровой.

 

 

 

Красная линия - цветовой охват нашей цифровой цветопробы EPSON Stylus Pro 7000
Синяя линия - цветовой охват имитируемого процесса
Серая линия - цветовой охват sRGB.

 

Видно, что цветовые охваты довольно близки. В синей области наблюдается максимальное отличие часть которого, впрочем, обусловлена разной точкой белого - фактически разным цветом бумаги. Возможно, подобрав бумагу для EPSON более аккуратно, мы смогли бы добиться лучшего результата. Но пришлось использовать то, что есть.

 

Но цветовое пространство xyY (на котором изображены цветовые охваты) слишком нелинейно и по такому графику трудно понять, насколько сильно визуально отличаются наша цветопроба и имитируемый процесс. На следующем рисунке показан более объективный параметр, выражающий отличия в цветопередаче оригинала и цифровой цветопробы. Цифры на нем - разница цвета, выраженная в dE Lab. Красным цветом выделены значения отличия, превышающие 5. В центре каждого квадрата (соответствует цвету на аналоговой цветопробе) расположен маленький квадрат (соответствует цвету на нашей цветопробе).

 

 

Различие цветопередачи оригинала и цифровой цветопробы, выраженное в dE Lab. (Извините, объем файла 94 кб - мы не смогли сделать его меньше без ухудшения качества изображений)

 

Как видно, максимальная разница - около 8 единиц. Среднее различие по всем цветам - ровно 3 единицы. На нащ взгляд, довольно приличный результат для системы, сделанной из струйного принтера и Adobe Photoshop. Впрочем, мы постараемся улучшить и его.

 

Насколько этот результат устроит лично вас? Решить можете только вы. Мы только можем напомнить: все, что нужно для получения такого результата - это хороший принтер, Adobe Photoshop и качественный цветовой профиль, который можно построить с нашей помощью.

 

Источник: www.polygraphcity.ru При составлении статьи были использованы материалы следующих сайтов: www.realcolor.ru и www.kursiv.ru 





 
Наша страничка на Facebook
 
Типография Новик
 
Типография Унифлекс
г. Минск, ул. Сурганова, 57 б, 5 этаж, офис 162, info@packet.by                                                                                                                                        Автор и руководитель