Дизайн-студия Акима Мельника

Разделы:
НОВОСТИ
СТАТЬИ
ПЕРСОНЫ
РУКОВОДСТВО
ИСТОРИЯ
ГАЛЕРЕЯ
Тематики:
аксессуары
алкогольные напитки
безалкогольные напитки
бытовая техника
бытовая химия
вторая жизнь упаковки
за кадром
игрушки
иллюстрация
интервью
канцтовары
книги
компакт-диски
Кондитерские изделия
конкурсы
корм для животных
косметика
Косметика и парфюмерия
креативные идеи
мероприятия
минимализм
новая технология
новости и события
о нас
одежда и обувь
пакеты, сумки
портфолио дизайн-студий
послание в упаковке
посуда
праздничная упаковка
продукты питания
Проекты дизайн-студии Акима Мельника
редизайн
ретро
роскошь
сигареты
сигареты, сигары
социальная роль упаковки
спорт и туризм
студенческая работа
товары для детей
товары для дома
товары для животных
товары для садоводов
упаковка
фармацевтика
эко-упаковка
эко-упаковка
этно
юмор
Материалы:
алюминий
бумага, картон
глина
дерево
кожа
металл
нитки
оргстекло
пергамент
Пластик
полиэтилен
пробка
резина
стекло
термоусадочная пленка
тетрапак
ткань
фольга

Заказчик и исполнитель: пути эффективного общения. Часть четвертая | автор packet.by

Немного об основах цветопередачи

В этом цикле статей уже не раз упоминалось об отличии изображения знака на мониторе от его вида на распечатке и на реальной упаковке. Рассмотрим причины этого явления. Пусть простят меня читатели, хорошо владеющие теорией цвета и понимающие процессы цветопередачи на разных устройствах отображения, за несколько упрощенную подачу материала, поскольку далее в этой статье я буду адресоваться к тем, кто еще не знаком с основами цветоведения и цветопередачи, но хочет получить начальное представление о них. Особо пытливым умам предлагаю вооружиться лупой. :)

Давно замечено, что наш глаз не способен отличить так называемый чистый цвет от цветового тона, полученного путем смешивания нескольких цветов. Иначе говоря, если частички определенного цвета (несколько странное определение, может, пигмента? Т.к. речь идет не только о пигменте, а далее даже совсем не о пигменте, то предлагаю тут ничего не менять, я только чуть изменил формулировку) настолько малы, что глаз не может различить одну из них, и равномерно перемешаны, то человек видит смесь как однородную, точнее, одноцветную. И оказывается, для получения всего многообразия различаемых человеком цветов нет необходимости иметь огромный комплект красок — в большинстве случаев достаточно будет небольшого набора исходных красок, при смешивании в разных пропорциях дающих широкий диапазон цветов.

В природе есть два типа объектов и соответственно два типа цвета. Одни объекты светятся сами, как, например, солнце и звезды, другие только отражают существующий световой поток, и их цвет для нас зависит от того, как они отражают падающий на них свет. В солнечном свете присутствует весь спектр цветов. Мы видим цвет окружающих предметов, потому, что они отражают определенную часть спектра, соответствующую определенному цвету.

Если взглянуть через увеличительное стекло на монитор, то мы увидим, что любое изображение на нем формируется из мельчайших точек трех цветов: красного, зеленого, синего. Черный цвет — это отсутствие свечения, белый — сумма свечения лучей трех упомянутых типов. Сочетание красного и зеленого дает желтое свечение, красного и синего – пурпурное, зеленого и синего — голубое.

Все остальные оттенки создаются различными сочетаниями регулярно повторяющихся точек свечения.

Эту систему назвали RGB (от английских слов Red – красный, Green – зеленый, Blue - синий). Такими комбинациями невозможно получить абсолютно все оттенки цвета, однако у нас есть довольно большая их палитра, которая называется цветовым охватом.



Лист бумаги мы видим белым потому, что он способен отражать весь спектр падающего на него света. Нанесенный на бумагу краситель поглощает все цвета спектра, кроме того, который он отражает, поэтому мы, собственно говоря, и видим этот цвет. Если же краситель поглощает все цвета, то мы видим бумагу черной.

Чтобы передавать различные цвета на бумаге еще до изобретения телевизора, компьютера и цифрового изображения была создана точно такая же система смешивания цветов, только на основе не светящихся лучей, а маленьких точек краски. Опытным путем специалисты пришли к следующему набору цветов: голубой, фуксия, желтый (по-английски соответственно cyan, magenta, yellow — CMY).

 

А поскольку наложение всех трех компонентов из-за несовершенства красителей давало не черный, а скорее темно-бурый цвет, то добавили четвертый — черный цвет, или black (сокращенно К). Так возникла используемая и сейчас в полиграфии система CMYK, или система печати триадными красками. Если мы посмотрим на фотоизображение, напечатанное полиграфическим способом, через увеличительное стекло, то увидим картину, очень похожую на картинку на мониторе, только величина и цвет маленьких точек будут другими, соответственно, другим будет и цветовой охват.



А теперь рассмотрим, что такое пантон (Pantone). На время забудем, что это целая система, ведь даже профессионалы часто называют пантоном какую-то одну конкретную краску. Как вы помните, человеческий глаз воспринимает смесь цветовых тонов как единый цвет. Какой-то цвет можно получить из повторяющихся комбинаций точек четырех цветов (CMYK), а какой-то нельзя, поскольку он не входит в область цветового охвата системы. Например, зеленый цвет легко получить из маленьких желтых и голубых точек, а вот красивый синий цвет или натуральный апельсиновый оранжевый уже не получается. Вместо насыщенного синего будет фиолетовый, а вместо оранжевого — желтый или красно-оранжевый. Если нам нужны именно синий или оранжевый, то понадобятся другие красители — отличные от тех, что входят в систему CMYK.

Рассмотрим также случай, когда нам нужно покрыть всю поверхность листа бумаги зеленым цветом. Мы можем получить этот цвет из желтых и голубых точек. Но если нам не нужны другие цвета, то мы можем просто заранее смешать желтый и голубой, чтобы покрывать бумагу уже готовой краской, а не точками, т.к. это проще. А еще можно смешать желтую краску не с голубой, а с синей, и получить другой, более темный оттенок зеленого.

Если немного упростить, то можно сказать, что пантоном часто называют любой заранее подготовленный чистый или полученный путем смешивания цвет Для описания  всего диапазона красок, которые можно получить предварительным смешиванием различных цветов, была создана система Pantone. Сначала были выбраны краски, которые получаются из одного вида пигмента (вещества, имеющего определенный цвет, который нельзя получить путем смешивания других пигментов). Этим краскам дали имена, например «рефлекс блю» (reflex_blue — это ранее упомянутый нами красивый синий, который не получался из красок CMYK) или «рубин рэд» (rubin red — рубиновый красный). Затем из различных комбинаций этих красок был составлен набор цветов, которые можно получить и использовать в работе. Для удобства каждому цвету был присвоен номер и дана рецептура их получения из упомянутых именных красок.

Четыре краски системы CMYK входят в список именных и соответственно в рецептуру получения красок в системе «Pantone». Поскольку именных красок системы «Pantone» больше, чем четыре краски системы CMYK, то и цветовой охват системы шире. Это означает, что при использовании CMYK нельзя получить все многообразие цветов, имеющееся в системе «Pantone». Однако плюс системы CMYK в том, что всего четырьмя красками можно получить достаточно большой набор распространенных цветов.

Когда при печати используют ту или иную систему мы узнаем позже в специально посвященном этой теме материале. Сейчас вернмся к вопросу отличия внешнего вида одного и того же изображения в разных условиях.

Почему различаются цвета на разных мониторах? Принцип формирования картинки на мониторах один и тот же, но модели мониторов (а значит, и конкретная реализация этого принципа) разные. Один и тот же цвет разные мониторы показывают по-разному, поскольку у каждой модели монитора свой цветовой охват. Кроме того, каждый конкретный монитор имеет индивидуальные настройки, что также влияет на его цветопередачу.

Принцип получения изображения на принтере близок к принципам получения полиграфического оттиска. Принтеры используют ту же систему CMYK или ее расширенный вариант (CcMmYK), в который для точной передачи светлых тонов добавлены еще два цвета. У принтеров и у печатных машин — разная частота расположения и величина цветовых точек, из которых формируется изображение. Такая сетка из множества регулярных маленьких цветных точек называется растр, а величина, характеризующая частоту и размер этих точек, называется линеатурой растра. Вспомним тот факт, что бумага выглядит белой, потому что способна отражать весь спектр света. На практике разные сорта бумаги имеют разную белизну, то есть не идеально отражают весь спектр. Соответственно, если напечатать одно и то же изображение на видах бумаги с разными свойствами, то и выглядеть оно будет не совсем одинаково. Неидеально белая бумага словно добавляет свой собственный краситель в краски, которые мы на нее наносим.

Краски в печатной машине и чернила в картридже принтера имеют разный химический состав и соответственно разную цветопередачу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принтерная распечатка и печатный оттиск также не будут совпадать по цветопередаче из-за разной поверхности печати и разного типа красителей.

Между изображением, которые мы видим на мониторе, и принтерным или полиграфическим оттиском существует еще больше отличий из-за разных принципов формирования изображения и разных систем цвета (RGB и CMYK).

Соответственно и диапазоны возможных цветов отличаются сильнее.

Да, как бы читатель, начинающий постигать азы полиграфии, не впал в уныние от такой информации... Однако несмотря на то, что обозначенные сложности, безусловно, имеют место, есть и методы их преодоления. Системы управления цветом, решающие данные задачи, — тема для отдельного материала, обширного и довольно сложного. В силу разного цветового охвата устройств и методов отображения, одна и та же картинка не может выглядеть идентично на всех этапах работы, но существуют методы, позволяющие на каждом этапе определенным образом ее корректировать и тем самым свести к минимуму визуальные отличия. В следующих статьях я постараюсь снабдить вас необходимым багажом знаний в этой области.

 

 

 

 

Автор: Сергей Капцов

 

 

 

© www.packet.by





 
Наша страничка на Facebook
 
Типография Новик
 
Типография Унифлекс
г. Минск, ул. Сурганова, 57 б, 5 этаж, офис 162, info@packet.by                                                                                                                                        Автор и руководитель