Дизайн-студия Акима Мельника

Разделы:
НОВОСТИ
СТАТЬИ
ПЕРСОНЫ
РУКОВОДСТВО
ИСТОРИЯ
ГАЛЕРЕЯ
Тематики:
аксессуары
алкогольные напитки
безалкогольные напитки
бытовая техника
бытовая химия
вторая жизнь упаковки
за кадром
игрушки
иллюстрация
интервью
канцтовары
книги
компакт-диски
Кондитерские изделия
конкурсы
корм для животных
косметика
Косметика и парфюмерия
креативные идеи
мероприятия
минимализм
новая технология
новости и события
о нас
одежда и обувь
пакеты, сумки
портфолио дизайн-студий
послание в упаковке
посуда
праздничная упаковка
продукты питания
Проекты дизайн-студии Акима Мельника
редизайн
ретро
роскошь
сигареты
сигареты, сигары
социальная роль упаковки
спорт и туризм
студенческая работа
товары для детей
товары для дома
товары для животных
товары для садоводов
упаковка
фармацевтика
эко-упаковка
эко-упаковка
этно
юмор
Материалы:
алюминий
бумага, картон
глина
дерево
кожа
металл
нитки
оргстекло
пергамент
Пластик
полиэтилен
пробка
резина
стекло
термоусадочная пленка
тетрапак
ткань
фольга

Жесть и картон. История кондитерской упаковки в России | автор Л. Ю. Березовская

«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.

 

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и вари­ли шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитер­ских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий России наи­более известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Больше­вик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.

 

Даже на этих относительно круп­ных предприятиях производство носило полу­кустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые вароч­ные котлы с ручными мешалками, изделия за­вертывались вручную. Ассортимент, выпуска­вшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сла­стей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мар­мелад, пряники, мороженое, шоколад.

 

 

Бонбоньерка

 

 

Говоря современным языком, произ­водители решали и задачи брендинга: при­думывали названия сортам изделий, разра­батывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.

 

Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоро­вые и прочие коробки. Из французско­го языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В конди­терских хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда в дополнитель­ной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.

 

Кон­феты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пас­тила и т.п. Печенье насыпали в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.

 

 

Жестяное издательство

 

Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в на­чале XIX в. До нас дошли отдельные образ­цы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.

 

С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изо­бражения на жесть методом хромолитогра­фии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упако­ванные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье и пр.

 

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России произво­дителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитогра­фия по жести фабричного торгового Това­рищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального обще­ства французской ваксы в Москве.

 

 

Много жестянок – хороших и разных

 

 

Обычно форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном произ­водстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - быва­ли самыми разнообразных форм и размеров: прямо­угольные, прямоугольные со скругленными краями, круг­лые, фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рас­сылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.

 

При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополни­тельно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продук­та на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве короб­ки для конфет могли использовать неспециа­лизированную «тару». Например, в прейску­ранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - исполь­зовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя кон­фет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.

 

 

Роспись по жести

 

Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и карто­на под управлением «живописца Федора Шемякина» (кат. № 9); при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производ­ства использовали и на фабри­ке «Блигкен и Робинсон».

 

Мы знаем имена лишь не­скольких художников, работав­ших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и из­вестные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кон­дитерские фабрики, по его образцам изготовлялись ко­робки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания на­звания фабрики или сорта кон­фет. В отдельных случаях художники исполь­зовали при подготовке рисун­ков готовые образцы орнамен­тов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.

 

По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная же­стяная коробка фирмы «Эйнем» со специаль­но утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположе­ны изображения рекламных плакатов фир­мы. Внутри коробки помещался шпагат, ко­торый использовался для перевязывания пакетов с покупками.

 

 

Юбилейная упаковка

 

 

К знаменательным датам и юбилеям, например, к трехсотлетию дома Романовых, к столетию войны 1812 года производителям упаковки поступали особые заказы. Изготавливали специальную упаковку и для торжественных случаев – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках. Такая упаковка выпускалась небольшими партиями.

 

Кондитерская упаковка с «исторической» тематикой напоминала о великих людях и событиях, пробуждала интерес к истории Отечества.

 

На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.

 

Иногда в коробки помещали различные призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные из­дания его поэм и сказок, которые вкладывали в коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали поку­пателю приз. В качест­ве вложений использо­вались также образцы для рукоделия или ку­линарные рецепты. На этикетках «Бумажных поделок» фирмы Жоржа Бормана печатались схе­мы изготовления разно­образных игрушек и по­делок из бумаги.

 

Предполагалось, что сами коробки в даль­нейшем могут исполь­зоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана ука­зывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названия­ми не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п.. Это побуждало хозяек приоб­ретать новые коробки с печеньем из этой «се­рии». Из архивных документов известно, что после закрытия Рамонскои фабрики остав­шиеся на складах жестяные коробки прода­вали именно для хозяйственных нужд.

 

 

За особые заслуги

 

 

На упаковке также всегда изображали на­грады кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках. Даже если награ­да давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кон­дитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения гер­ба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.

 

Все надписи, сделанные на упаковке, долж­ны были быть дозволены цензурой, о чем иногда сообщалось на коробке. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недо­бросовестных произво­дителей, для этого на коробке помещалась фа­бричная марка, которую надо было зарегистриро­вать в Департаменте тор­говли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министер­ства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на коробках.

 

 

Конец жестяной королевы

 

После Октябрьской революции 1917 г. кондитерские товары некоторое время про­должали продаваться в произведенных ра­нее жестяных коробках, однако очень быстро было налажено производство коробок преж­него дизайна, но с новой символикой и надпи­сями, например: «Монпансье бывш. Ланд­рин».

 

Впоследствии в оформлении упаковок отразились авангардные тенденции советского искусства.

 

Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в производстве картонная упаковка. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников и лишь монпансье по прежнему выпускалось в жестяных коробочках.

 

Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой отечественной войне. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение стадионов и пр. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.

 

Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.

 

В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались. В этом не было нужды, ведь многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция.

 

В последние несколько лет традиция праздничного оформления кондитерской упаковки снова возвращается.

 

 http://www.unipack.ru





 
Наша страничка на Facebook
 
Типография Новик
 
Типография Унифлекс
г. Минск, ул. Сурганова, 57 б, 5 этаж, офис 162, info@packet.by                                                                                                                                        Автор и руководитель