Дизайн-студия Акима Мельника

Разделы:
НОВОСТИ
СТАТЬИ
ПЕРСОНЫ
РУКОВОДСТВО
ИСТОРИЯ
ГАЛЕРЕЯ
Тематики:
аксессуары
алкогольные напитки
безалкогольные напитки
бытовая техника
бытовая химия
вторая жизнь упаковки
за кадром
игрушки
иллюстрация
интервью
канцтовары
книги
компакт-диски
Кондитерские изделия
конкурсы
корм для животных
косметика
Косметика и парфюмерия
креативные идеи
мероприятия
минимализм
новая технология
новости и события
о нас
одежда и обувь
пакеты, сумки
портфолио дизайн-студий
послание в упаковке
посуда
праздничная упаковка
продукты питания
Проекты дизайн-студии Акима Мельника
редизайн
ретро
роскошь
сигареты
сигареты, сигары
социальная роль упаковки
спорт и туризм
студенческая работа
товары для детей
товары для дома
товары для животных
товары для садоводов
упаковка
фармацевтика
эко-упаковка
эко-упаковка
этно
юмор
Материалы:
алюминий
бумага, картон
глина
дерево
кожа
металл
нитки
оргстекло
пергамент
Пластик
полиэтилен
пробка
резина
стекло
термоусадочная пленка
тетрапак
ткань
фольга

Первые русские этикетки | автор С. Рябинкина
С прообразом этикетки, и в частности русской, нас знакомят археологи. В раскопках поселений под Смоленском найден глиняный сосуд Х в. с надписью о его содержимом. Прототипом современных этикеток были и, появившиеся в средние века надписи на аптечных сосудах, сообщавшие названия лекарств и их составы. К ранним русским "этикеткам" можно отнести надписи и изображения на стеклянных, глиняных, деревянных и фарфоровых сосудах для хранения и продажи продуктов.
 

В России, как и в других странах, первые этикетки выполнялись путем гравировки на дереве или металле. С ростом промышленности старые виды печати: гравюра на дереве, стали и офорт все менее могли удовлетворять рынок из-за сложности изготовления и дороговизны. Изобретение в конце XVIII г. литографии дало более дешевое и удобное средство полиграфического воспроизведения эффективных рекламных изображений на упаковке, этикетке.

 

В настоящее время практически нет никакой разницы между этикеткой-наклейкой, служащей для оформления содержимого в упаковке, и тем, что сегодня мы называем оберткой, например конфетными фантиками, упаковками для мыла, чая, табачных изделий и др. Ранние же русские печатные этикетки, которые сохранились в единичных экземплярах (имеются в виду этикетки XVIII - начала XIX в.), были чистейшими этикетками по назначению, но часто печатались прямо на обертках. Таковы, например, табачные этикетки с гравированными изображениями кораблика и геральдическими львами. В одной из частных коллекций сохранилась печатная этикетка для вина, на которой отводилось место для записи от руки о содержимом.

 

 
В начале XIX в. в России были в моде подарочные коробки для кондитерских изделий, парфюмерии и других предметов. Обычно такие коробки изготавливались из картона или дерева и обтягивались шелком или бархатом. В качестве "этикеток" служили карточки с поздравлением, выполненные по желанию заказчика, либо своеобразные вкладыши изготовителя продукции, оптового торговца или владельца магазина с указанием вложенного в коробку товара.
 
С бурным развитием промышленности и производства товаров массового спроса резко повысился тираж упаковок и этикеток. Конкурирующие фирмы привлекали покупателя "красивыми" этикетками, иногда сложной конфигурации, литографированными в несколько красок, с тиснением золотом.
 
К работе над этикетками предприниматели порой привлекали видных художников. К сожалению, до сих пор не удалось определить имен многих создателей оригинальных, высокохудожественных этикеток конца XIX - начала XX в. В рекламной графике (включая упаковку и этикетку) работали И. Билибин, М. Врубель, а также крупные мастера рекламного искусства - А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.
 

Художественное оформление упаковок в целом и отдельно взятых этикеток следовало за характером развития искусства того времени. Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом. Особенно наглядно этот стиль отражен в парфюмерных этикетках: стилизованные растения, красивые женские личики, барышни в длинных платьях, похожие на фей (одеколон "Фея роз"). 

 

 

Появившийся параллельно с модерном в архитектуре, прикладной графике (особенно в оформлении книг, журналов, нот, плакатов и т.д.) "русский" стиль, или так называемый ропетовский по имени архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет), также находил применение в оформлении этикеток. На них появились изображения русских красавиц, героев русской истории, сказочных персонажей, сцены из жизни русского народа, памятников русской архитектуры. Западного потребителя российских товаров привлекал изящный стиль русских этикеток. Они пользовались большим успехом во многих странах и именовались русским стилем (а ля рус) в упаковке.  

 

Кстати, распространению стиля "модерн" на упаковку и на этикетку способствовали не только художники-графики группы "Мир искусства", но и тесные контакты российских производителей парфюмерии, косметики, кондитерских изделий с западными (чаще всего с французскими и немецкими) фирмами. Даже многие названия подобных товаров на этикетках давались на французском языке.

 
Как уже отмечалось выше, значение этикеток не ограничивалось только тем, что они давали наименование товару и развивали у покупателя художественный вкус. Со становлением изобразительной графики появилась возможность использовать этикетку как средство рекламы или как средство познавательной информации. Ведь тогда она фактически во многом заменяла такие появившиеся позднее мощные средства массовой информации, как радио и телевидение. По этой, видимо, причине на табачных, спичечных и некоторых других этикетках того времени мы встречаем портреты Пушкина, Суворова, известных русских борцов Поддубного, Луриха, а в честь столетия Отечественной войны 1812 г. даже... Наполеона




 
Наша страничка на Facebook
 
Типография Новик
 
Типография Унифлекс
г. Минск, ул. Сурганова, 57 б, 5 этаж, офис 162, info@packet.by                                                                                                                                        Автор и руководитель